Представление о сноубординге как о разнузданном виде спорта больше не актуально. Теперь это мегаприбыльное занятие. А докажем мы это на примере Олимпийского чемпиона, Шона Уайта. Жизнь профессионального сноубордиста и скейтбордиста была «супер-отличной» до того момента как он получил золотую медаль на Олимпийских играх в феврале. «Великолепно», «сумасшедший», «случайно», «круто» - вот лишь небольшой набор эпитетов из словарного запаса 20-летнего жителя Южной Калифорнии для того, чтобы описать 10 месяцев после своей победы. После триумфального взятия халфпайпа, вылет из которого составил больше, чем 4,5 метра (и все это без напряга, с фирменной грацией), Шон покинул гору в Бардонеччии в Италии. А поездка на церемонию награждения выглядела так, «будто этакий Джеймс Бонд ехал среди гор в сопровождении 3 полицейских эскортов с обеих сторон». Позднее, когда он вернулся в Америку, каждому хотелось урвать себе кусочек от Летающего Помидора (Flying Tomato) – этого прозвища Уайт удостоился, благодаря копне рыжих волос. «Мне кажется, я не высыпался в течение 2 или даже 3 недель. Тусовки допоздна, затем в 5 утра подъем, на пути на утренние ТВ-шоу я дремал в машине. Под конец я делал все уже на автопилоте». Всего за месяц ему удалось опередить в достижениях значительное число знаменитых сверстников. Сначала он появился на обложке журнала Rolling Stone с бледным голым торсом, завернутым в американский флаг; затем ему моментально приписали связь с пресловутой старлеткой Линдсей Лохан; и, наконец, он неоднократно светился на препати Оскара. «Я был на одной вечеринке, где буквально каждый был известным актером, где не было случайных личностей. Я общался с Томом Крузом, будто мы были старыми друзьями, и он говорил: «Дома я валялся на диване в своих боксерах и смотрел на тебя по телеку. Я переживал за тебя». Я же думал: «Нифига себе, Том Круз!!!» Эту вечеринку Шон посетил в перерыве между съемками на немецком телевидении, где он рекламировал видео For Right or Wrong. Его рост 177 см (вытянутый крепкий торс, короткие ноги), на нем простая белая футболка, черные джинсы и кеды. Со своей шевелюрой он мог бы сойти за бывшую рок-звезду (кстати, у своего отца он перенял вкус к классическому року, его любимые группы Led Zeppelin, AC/DC, Foreigner, Heart and Journey), но позитивный настрой и лучезарная улыбка делают его более похожим на Ричи Канингэма, нежели чем на Роберта Планта. Он делает любезное замечание: «Мы должны поговорить о том, как сильно я хочу общаться с принцем Гарри. Он примерно моего возраста, и мне кажется, что он замечательный парень». Интерес СМИ к Шону сильно возрос за последние месяцы, но ему наплевать на повышенное внимание. Он известен в сноубордических кругах уже около 10 лет. «Когда я начал кататься, мне исполнилось 6 лет, и тогда на склоне не было других детей, только я», - вспоминает он. Уайт умолял своих родителей разрешить ему кататься, таким образом, он смог бы быть похожим на своего брата Джесса, который старшего его на 6 лет. Шон начал выигрывать в соревнованиях уже в 7 (это была возрастная группа 7-14 лет), и в том же году Burton стал его первым спонсором. В свои 13 однажды он проснулся знаменитым. Позже он начал соревноваться со сноубордистами в возрасте аж до 30 лет (!), а сноубордическое братство окрестило его «мальчиком из будущего» (Future Boy). Летом он также принимал участие в скейтбордических соревнованиях. Когда Шон Уайт подрос, сноубординг тоже претерпел изменения. Раньше его чаще относили к субкультуре, а не к спорту. Теперь же это очень популярное направление в спортивном мире. В 1991 году 15 процентов горнолыжных курортов не допускали сноубордистов на свои трассы. Но уже в 1994 сноубординг вышел на Олимпийский уровень, а в 1998 бордеры впервые приняли участие в Олимпийских играх. Баллы зарабатывались за счет совершения различных трюков в воздухе – вращений, флипов, твистов, где райдер делал 1 или более оборотов. На пути к Олимпийскому золоту Уайт совершал вращения в 1080 градусов. X Games, главный экстремальный контест в США, был запущен в 1995 году. Таким образом, сноубординг стал бизнесом – в прошлом году в Америке сноубордической одежды было продано на 30 млн. долларов, а экипировки – на 76 миллионов. Но вплоть до этого года спорту не хватало молодой звезды, нашедшей признание в своей среде. Менеджер Уайта, Марк Эрвин (Mark Ervin), рассказал о его таланте «переступать пределы в обоих видах спорта» (сноубординг и скейтбординг) с того момента, как в 16 лет он начал раскрывать свои возможности. «Когда я познакомился с ним, я был поражен тем, насколько комфортно он чувствовал себя перед камерой и как он наслаждался процессом», - говорит Эрвин. Боб Дорфман (Bob Dorfman), автор «Sports Marketing Report», прокомментировал: «Он правильно повел себя в Турине. Он даже заплакал на пьедестале. Шон еще покажет, на что способен». Неофициальное число 1 миллион долларов, заработанный Уайтом, сейчас кажется довольно скромной суммой. Помимо спонсорства Burton, у Шона подписан контракт с PlayStation, цепочкой магазинов Target и компанией, производящей безалкогольный напиток Mountain Dew. «Если вы считаете, что у меня много спонсоров, то для начала посмотрите, от чего я отказываюсь», - говорит Уайт, - «На что-то у меня просто нет времени». После Олимпийских игр Шон снялся в рекламе для Hewlett-Packard. «Это потрясающе находиться там вместе с Jay-Z, Pharrell [Williams] и другими ребятами…», - говорит он, перечисляя имена звезд музыки, украсивших своим присутствием съемки рекламы. А сейчас он является лицом кампании Motorola's Product (red). Началось производство телефона Razr V3M красного цвета, от продажи которого часть денег пойдет в фонд помощи больным СПИДом Bono and Bobby Shriver. «Я только что снял рекламу. Ты знаешь, у них есть футболки, на которых написано «желаемый» (desiRED), «вдохновленный» (inspiRED) или что-то типа этого? На моей же футболке написано «нажратый» (hammeRED)!», - говорит он, посмеиваясь как Баттхед. С его личными характеристиками и внешними данными Уайт – это мечта любого маркетолога. Он может даже непреднамеренно рекламировать торговую марку. В одном из интервью на CNN он рассказал ведущей о том, как во время возвращения домой стюардессы снабжали его напитками. «Напитки? Вам же только 19 лет», - прерывает его ведущая. На это Уайт вальяжно отвечает: «Я имею в виду Mountain Dew, крошка». Это видео было размещено на небезызвестном сайте YouTube и просмотрено более чем 28000 раз. Когда родители, Кэти (для сына просто «чувак») и Роджер (Рог), начали брать Шона, его старшую сестру Кари и брата Джесса на ближайший горнолыжный курорт Big Bear Mountain (в 3 часах езды от их дома), не было ни единого намека на то, что это увлечение будет приносить в будущем огромные доходы. «Моя мама была официанткой, а папа водопроводчиком. Не очень-то гламурно. В горах семье из пяти человек нужно покупать скипасы, еду, а это дорого. Мы всего лишь любили кататься вместе. Но это одновременно было сумасшедше, т.к. сноубординг не приносил никаких денег». Семья путешествовала и спала в минивэне 1964 года выпуска. Когда Шон начал регулярно участвовать в соревнованиях, его родителям приходилось часто звонить на работу и сказываться больными для того, чтобы путешествовать вместе с сыном. «Мой отец говорил по телефону (театрально кашляет): «Сегодня я плохо себя чувствую, я не могу прийти», а его босс в ответ спрашивает: «Как снег сегодня, Роджер?». Закончилось все тем, что они продали свой дом за 50000 долларов, чтобы оплатить все сопутствующие расходы. К счастью, их любовь к спорту начала приносить плоды, в долларах. У Шона Уайта появилась тенденция побеждать на соревнованиях. «Джес всегда был лучше меня, но была одна странная разница. Когда оказывалось какое-либо давление, я с этим справлялся лучше, чем он», - вспоминает он. К 2002 году он уже мог себе позволить купить родителям дом за 600000 долларов на побережье недалеко от Сан-Диего, где он жил до этого момента. Шикарные апартаменты можно было увидеть на MTV в передаче «По домам». Недавно он и для себя приобрел дом с местом для постройки скейт-рампы вдобавок к 2 другим владениям неподалеку и своему кондоминиуму в Парк Сити, штат Юта. Команда Шона растет. Ему необходим человек, который легко может говорить «нет». Сейчас у него есть лысый менеджер Адам, который путешествует с ним. Джес на данный момент все время проводит, помогая Шону воплощать его идеи при разработке одежды и экипировки для Burton. «Нашу первую именную куртку мы назвали Самой Нечестивой Курткой в Мире (the Most Unholy Jacket Ever), а название другой – Куртка Богов (Jacket of the Gods), у нее золотая подкладка. Кари сейчас учится, но она хочет, чтобы я дал ей работу. Ммм, может… модельер?», - говорит Шон. Достижения Шона выглядят еще более значительными со знанием того, что он перенес 2 сложных операции на сердце, когда ему было меньше года. У него был врожденный дефект. Теперь несколько вещей напоминают об этом неприятном опыте: «Они прорезали и вскрыли грудину, так что все ребра были сломаны, и им пришлось скреплять их вместе. Эти маленькие металлические кусочки и отведение для водителя ритма все еще внутри». Хотя его мама никогда не пыталась помешать ему нестись сломя голову по склонам, Уайт допускает, что ей тяжело наблюдать за тем, как он участвует в соревнованиях. «Она просто берет и занимает себя чем-то другим. Когда она путешествовала со мной, она всегда уходила в номер, а когда я возвращался, моя комната была прибрана, носки выстираны, свитера сложены в стопочку». Есть что-то такое, что напоминает в Уайте Тома Хэнкса в одном из его фильмах – 13-летний мальчик загадывает желание и вечером становится мужчиной. Заканчивается все тем, что он работает в компании игрушек и живет в квартире, наполненной всяческими играми. В этом году стало известно, что он станет центральным персонажем в собственной видео-игре. Несмотря на то, что в сентябре прошлого года ему исполнилось 20, у него осталось мальчишеское качество не воспринимать все абсолютно всерьез. «Они пытаются посадить меня на диету, но я не тот, кто готов на это пойти. Я лучше сяду и съем пачку Oreos (прим. пер.: печенье)». Если Шон и осуществил многие свои мечты, то еще нельзя предугадать то, какую цель он поставит перед собой следующей. Мэт Барр (Matt Barr), владелец дизайнерского агентства ACM Writing, говорит о Уайте: «Необычен тот факт, что у него все хорошо получается. Некоторые про концентрируются на соревнованиях, другие – на съемках своего катания. В сноубординге и скейтбординге отснятый видеоматериал значит столько же, сколько результаты на соревнованиях. Несомненно, он самый успешный контестный райдер за все время». Уайт говорит, что в этом году он большую часть времени посвятит съемкам видео. «Но следующие 5-10 лет я буду чаще заниматься музыкой и актерской игрой, надеюсь».
|